Лесопитомник Лесное > Вопрос-ответ \ статьи > Библиотека озеленителя > Жизнеописание выдающихся деятелей лесного хозяйства России > Век двадцатый
Жизнеописание выдающихся деятелей лесного хозяйства РоссииВек двадцатыйСлово о Морозове Георгии Федоровиче (1867-1920)О Георгии Федоровиче Морозове уже много сказано в нашей лесоводственной литературе, особенно в связи с его 100 и 125-летием со дня рождения. Жизнь и деятельность его, казалось бы, достаточно изучены, а труды его живут и сегодня, мы широко пользуемся ими. В связи с этим трудно сказать что-либо новое, не повторяясь, и все же в его жизни и деятельности, особенно в последние годы, остаются белые пятна.Г.Ф.Морозов родился 20 января 1867 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из мещан г. Ревеля, был комиссаром Городской Думы в Петербурге. Мать, урожденная Прушевская, происходила из польских немок. В 1884 г. по настоянию отца 17-летний Георгий Федорович поступил во 2-й Александровский кадетский корпус, а по окончании его - в Павловское военное училище. 19-летним юношей он заканчивает учебу по I разряду и назначается в г. Динабург (Двинск) подпоручиком 5-й вылазочной батареи Ковенской крепостной артиллерии. Молодым офицером Георгий Федорович мечтал поступить в артиллерийскую академию, однако судьба указала иной путь. Во время службы Георгий Федорович был зачислен на курсы П.Ф.Лесгафта, где впоследствии и познакомился со своей будущей женой Л.Н.Зандрюк. Общение с офицерами и с учащейся молодежью в кружках по самообразованию открыло ему новый мир идей и взглядов. Из строевого офицера он превратился в народника-идеалиста, а впоследствии - в ученого-подвижника (А.Ф.Морозов, 1970). Имеется драгоценное личное свидетельство Г.Ф.Морозова о том, какие мечты зарождались в головах молодых офицеров, чем жили эти юноши. В приветствии Петровской академии, опубликованном в 1915 г. по поводу ее 50-летнего юбилея, Г.Ф.Морозов писал: "...Будучи офицером почти 30 лет тому назад, я и многие из моих товарищей не только формально знали о существовании Академии, но у нас на полках лежали лекции ее профессоров. По Иванюкову мы делали первые шаги в ознакомлении с общиной русской и политической экономией вообще; мы знали лекции Тимирязева и Густавсона, а многие, стоявшие ближе к деревне, и основы полевой культуры Стебута. От наших народнических идеалов шли провода в академию, и нам казалось, что она, как одни из фокусов тогдашней русской жизни, сосредотачивая в себе интересы деревенской Руси, не скупилась в свою очередь, пуская много проводов-лучей и светлых, и темных. Мы в хорошем смысле завидовали тем, кто мог там учиться. Мы знали, что Короленко - петровец и сами мечтали поступить под ее гостеприимный кров" (там же, с. 21). После трех лет службы, не имея доступа на естественный факультет университета, Георгий Федорович, несмотря на резкое недовольство отца, поступает в Лесной институт (см. также: садовый центр). Отец отказал ему и в материальной поддержке. Студенты Лесного института того времени отличались свободомыслием и были под большим подозрением у правительства. Их считали в массе крамольниками. Особенно недоброжелательно к "лесникам" относилось петербургское офицерство. Поступление офицера в Лесной институт было встречено студентами невольным удивлением и пристрастным вниманием. Георгий Федорович стал сразу известен. Его редкая любовь к науке, начитанность и энтузиазм увеличили его популярность, как среди студентов, так и среди профессоров. Особенно полюбили его профессор И.П.Бородин, заведовавший кафедрой ботаники и дендрологии, с которым Георгий Федорович до конца своей жизни сохранял самые дружеские отношения и которому с признательностью посвятил первый выпуск капитального труда "Учение о лесе" (1912), и профессор А.Ф.Рудзкий, заведовавший кафедрой таксации и лесоустройства. Первый был чистым ученым-натуралистом, второй - практиком. Память о своих учителях у Георгия Федровича всегда была свежа, и он говорил о них с любовью и возбуждением. Студенческие годы прошли в непрерывной и напряженной умственной работе. Тогда же Георгий Федорович посещает лекции незабвенного П.В.Лесгафта, как магнит собирает вокруг себя студентов, семинаристов, курсисток, обсуждая с ними различные вопросы естествознания и эволюции; зарабатывает средства к существованию уроками, преподавая в частной женской гимназии математику, склонность к которой имел еще в школе. В юности он даже мечтал стать профессором математики. В 1893 г. Георгий Федорович заканчивает Лесной институт и поступает на службу в Корпус лесничих Лесного департамента (см.: лесопитомник): он был назначен помощником лесничего и преподавателем низшей лесной школы в Хре-новском опытном лесничестве Воронежской губернии. Лесничим там и заведующим школой был известный лесовод Н.Д.Суходский. С ним Георгий Федорович быстро и хорошо сошелся, не без его влияния увлекся исследованиями лесных культур сосны в засушливых условиях. Его работа "Борьба с засухой при культурах сосны", представленная на защиту в Лесной институт и опубликованная в 1896 г. на страницах "Лесного журнала" (вып. 5, с. 1033-1067), является крупным научным трудом, не утратившим ценности до настоящего времени. В 1895 г. Георгий Федорович получает звание ученого лесовода I разряда. Как лучшего выпускника Г.Ф.Морозова вместе с А.Н.Соболевым посылают в заграничную командировку на 2 года. В Мюнхене он стажируется у профессора Майра, в Эберсвальде - у профессора Шваппаха, состоя его ассистентом, в Швейцарии - у профессора Флюри. Тогда же он сблизился с почвоведом Рамманом и лично познакомился с глубоким уже стариком, выдающимся немецким лесоводом Гайером. В Германии Г.Ф.Морозов посетил более 60 лесничеств. Во время пребывания за границей у Георгия Федоровича созрело убеждение, что Россия может и должна быть передовой в области лесоводства. В Германии он заметил многое такое, чего не замечали до него местные лесничие и стажеры из России. В частности, он раскритиковал немецкие шаблоны методов возобновления сосны. "Пора всероссийских рецептов миновала также точно, как прошла пора и "неметчины", т.е. простого переноса западноевропейских, преимущественно немецких, образцов хозяйства на русские леса", - провозгласил Г.Ф.Морозов. После возвращения на родину в 1898 г. Лесной департамент направил Георгия Федоровича в Воронежскую губернию на закрепительные и облесительные работы на песках. В начале 1899 г. он назначен заведующим Каменно-Степным опытным лесничеством, образованным из Хренов-ского участка экспедиции В.В.Докучаева. Работа в опытном лесничестве Докучаевской экспедиции была для Георгия Федоровича большой практической школой, оказавшей огромное влияние на формирование его лесоводственного мировоззрения. В ноябре 1901 г. Георгий Федорович по конкурсу занял в родном ему Санкт-Петербургском лесном институте кафедру лесоводства. А конкурентами у него были Д.М.Кравчинский, А.Н.Соболев и ИИ.Сурож. С 1902 г. Г.Ф.Морозов - экстраординарный, а с 1907 г. - ординарный профессор по кафедре лесоводства. Именно здесь Георгий Федорович оказался на своем поприще, работа у него, что называется, закипела. При кафедре его трудами были созданы большой, очень талантливо подобранный лесной музей и богатая, специально и удобно сгруппированная библиотека. Уже в 1902 г. по предложению Георгия Федоровича кафедра была разделена на две - общего и частного лесоводства. Вторую, по его же предложению, занял А.Н.Соболев. Кафедру общего лесоводства в Лесном институте Георгий Федорович возглавлял почти до конца 1917 г. В 1906 г. он был избран одним из трех членов образованной при Лесном департаменте Постоянной комиссии по лесному опытному делу в России и активно работал в ней до 1913 г. Под руководством Георгия Федоровича его ассистентом А.А.Хитрово и студентами-дипломниками был выполнен целый ряд работ, как по изучению типов российских лесов, так и многие работы лабораторного характера. Именно в Лесном институте вполне развернулся талант Георгия Федоровича, как профессора - педагогa и ученого, умевшего заряжать аудиторию своей горячей любовью к предмету, верой в знание, страстным стремлением заложить прочный фундамент для практической деятельности в области лесоводства. Георгий Федорович выступает как новатор в науке, разработав учение о типах насаждений, нашедшее широкий отклик среди лесоводов-практиков, но в то же время вызвавшее и резкие воззражения - "великий раскол", как выразился Г.Н.Высоцкий (Г.Н.Боч, 1922). Г.Ф.Морозов был в числе организаторов и первым директором Петербургских высших женских сельскохозяйственных курсов имени профессора И.А.Стебута. Работа Морозова в Лесном институте - с 1901 по 1918 гг. - это целая эпоха творческого развития отечественного лесоводства. Он создал за эти годы труды, определившие развитие лесоводства в России в XX столетии -это "Учение о лесе", "Учение о типах насаждений", "Учение о смене древесных пород" и "Учение о рубках и возобновлении лесов". К тому же, Г.Ф.Морозов в течение 15 лет (1904-1917) был и редактором "Лесного журнала". Именно в это время "Лесной журнал" из узковедомственного специального превратился в журнал, объединивший всю лесоводственную мысль того времени, пропагандировал передовые лесоводственные идеи. Каждому научному работнику и сегодня приходится обращаться к этому изданию. Тогда же он редактировал и "Известия Лесного института". Работая в Лесном институте, Г.Ф.Морозов очень много ездит по лесам России, главным образом в губерниях средней и южной полосы, где проходили практику его студенты-дипломники. Диву даешься, как он успевал везде побывать: в Бузулукском бору по его предложению организуется Боровая лесная опытная станция, в Обозерске он же организует Северное опытное лесничество; в 1911 г. Георгий Федорович представляет Лесной институт на открытии памятника В.Е. фон Граффу в Великоана-дольском образцовом степном лесничестве; в 1914 г. он снова в Украине, ведет исследования в Черкасском бору и посещает Краснополянскую низшую лесную школу, Фастовское лесничество. Несколько раз он был в Тульских засеках. В тот же период он был участником почти всех Всероссийских лесных съездов и ряда Международных съездов и конгрессов. Так, в 1910 г. он был участником 8-го Международного съезда представителей лесных опытных станций. В 1917 г. он - председатель образовавшегося в Петрограде Всероссийского съезда лесоводов. Огромное влияние оказал Г.Ф.Морозов вообще на развитие лесоводственного образования в России. Ему принадлежит идея организации высшей лесной школы в Казани. В специальном докладе по этому вопросу он отмечал недостаточность двух лесных вузов в России и необходимость создания в провинциях многочисленных очагов высшего лесного образования. Тогда же он высказал мысль, что в лесных институтах северных и восточных губерний наряду с основами лесохозяйственного образования можно открыть отделения лесотехнологическое, промысловое и по осушке болот. Г.Ф.Морозов был одним из лучших педагогов Лесного института. Его лекции, по свидетельству С.И.Ванина, пленяли слушателей. "В них мало было великих эффектов и громких фраз, но они захватывали логичностью, широтой своих построений и страстной любовью к науке и лесу" (В.Н.Сукачев, 1947). Качества незаурядного педагога проявлялись у Георгия Федоровича и в его комплексных экскурсиях со студентами и специалистами смежных научных дисциплин в Лисино, в оборудовании учебного кабинета и т.д. Он был не только организатором трех дополнительных курсов для лесничих при Лесном институте в 1912-1914 гг., но и горячим сторонником высшего женского образования. Не прошла мимо Георгия Федоровича и работа по созданию средней школы. В качестве члена попечительского совета коммерческого училища в Лесном он участвует в издании "Экскурсионного сборника" и публикует там методическую статью "Экскурсии в лес и школьный музей леса" (1910). В 1911-1912 гг. по приглашению профессоров В.В.Половцева, В.А.Вагнера и Б.Е.Райнеда Георгий Федорович прочел в отделе естествознания Педагогического музея в Соляном городке цикл лекций, которые оказали большое влияние на развитие в школе экскурсионного дела. Среди педагогов появился даже термин "Экскурсии на Морозовском материале". Каким было лесоводство в России до Г.Ф.Морозова? Почти в самом начале своей научной деятельности, в 1899 г., он писал: "Лесоводство -пестрая смесь эмпирических правил, лишь там и здесь пронизанных научным элементом". Оно "характеризовалось слабым участием науки и отсутствием собственных научных основ". Чтобы наука проникла в область лесоводства, Г.Ф.Морозов уже тогда полагал необходимым разделение лесоводства на две самостоятельные дисциплины, "отделение научной основы от области искусства" и создание новой отрасли знания лесоводственно-биологического характера - лесоведения. Впервые естественно-научную часть лесоводства стал выделять в особый отдел курса лесоводства под заглавием Die Bestandensdiagnostik, a затем Bestandeslehre, германский лесовод Карл Гайер (с 1878 г.), но, по выражению Георгия Федоровича, он "не вовремя точку поставил". "Необходимо идти дальше и совершенно выделить учение о лесе из области лесного искусства, тогда только может измениться точка зрения на предмет и методы изучения, тогда только установится должное общение между двумя, до сих пор разобщенными берегами - наукою и лесоводством". Этому делу, обособлению лесоведения, приданию ему характера чистой науки, совершенно отделенной от утилитаризма, и ее развитию, а, с другой стороны, правильному научному обоснованию другого отдела лесной науки лесной технике, науке прикладной, собственно лесоводству, и преподаванию их Георгий Федорович отдал свои силы, свой талант, свою эрудицию (Г.Н.Высоцкий, 1930). Задачей своей жизни Георгий Федорович считал составить и написать основы лесоведения и основы лесоводства. То, что он окажется не в состоянии в полной мере выполнить это, по Г.Н.Высоцкому, беспокоило его в последнее время. "Все время моя мысль не разлучалась с задачами, входящими в состав этих излюбленных мною дисциплин: буквально дня не проходило, чтобы я о них не думал. И вот, в конце концов, после довольно продолжительного педагогического опыта и долгих интенсивных раздумий и обдумывания курса, он у меня вылился в довольно стройное целое с оригинальным содержанием и конструкцией. Я не могу не сознавать теперь, что оба курса так же, как и их взаимные отношения, имеют много оригинальных черт, ни откуда мною не заимствованных; с другой стороны, оба они в то же время представляют собой только дальнейшее развитие того, что уже было достигнуто некоторыми моими предшественниками. Мне доставляет величайшую радость сознание того, что я стою на плечах предшественников и что в то же время, я. по-видимому, сумел в некоторых отношениях подвинуть дело вперед. (Подчеркнуто нами - Г.Р.). Чтобы яснее можно было видеть характер научной обработки тех дисциплин, о которых здесь идет речь, я тут же укажу на три главные имени, принципы учений которых легли в основу моих курсов. Это - Дарвин, Докучаев и Гайер", - так сказано в оставленной рукописи самого позднего происхождения, донесенного нам его ближайшим другом Г.Н.Высоцким (1920). Там имеется и пояснение. "Не быть дарвинистом, - писал Георгий Федорович, - будучи лесоводом, немыслимо"; борьба за существование, т.е. соперничество индивидуумов, представляет явление, с которым лесоводы постоянно имеют дело и не могут его не замечать. Лесоведение -наука биосоциальная. "Когда создастся наука социальная биология, тогда, - пишет Георгий Федорович, лесоведение станет только одной из ее частей. Лесоводство же есть социальное растениеводство, есть сознательное с нашей стороны регулирование социального процесса, необходимого в лесу. И вот почему я первым именем, памяти которого хотел посвятить свой труд, поставил первого биосоциолога, т.е. Дарвина". "В числе факторов биосоциальных явлений самую выдающуюся роль играет географическая среда, климат, почва, положение, или, иначе говоря, условия местопроизрастания. Лесобиологические явления, как и лесоводственные, суть явления географически обусловленные. Современная же география с ее тенденцией к изучению взаимоотношений между различными предметами и явлениями природы нашла, мне кажется, самого яркого выразителя своего направления в гениальном создателе научного почвоведения, как самостоятельной науки географического характера. По крайней мере, я лично понял дух современной географии и, кажется, достаточно освоился с ее основными принципами, только ставши докучаевцем в почвоведении". В.В.Докучаев, таким образом, сродни Георгию Федоровичу с почвоведением, а эта наука в правильной постановке лесоведения и лесоводства должна играть очень существенную роль. "В моей жизни, - писал Георгий Федорович в письме по поводу избрания его в почетные члены почвенного комитета при Московском обществе сельского хозяйства, - это учение сыграло решающую роль и внесло в мою деятельность такую радость, такой свет и дало такое нравственное удовлетворение, что я не представляю себе свою жизнь без основ докуча-евской школы в воззрениях на ее природу. Природа сомкнулась для меня в единое целое, которое познать можно, только стоя на исследовании тех факторов, взаимодействие которых и дает этот великий синтез окружающей нас природы. Правда, дело касается преимущественно почв, но мне кажется, что и нет в природе никакого другого тела или являения, которое бы в данное время так конкретно показывало значение географического синтеза. В этом отношении не будет преувеличением думать, что докуча-евское учение является гениальным дополнением к другому великому учению - учению Дарвина". О третьем лице, учение которого легло в основу курса Г.Ф.Морозова, о Гайере, сказано выше. Рядом с именем этого ученого лесовода Георгий Федорович ставит имя и нашего лесовода Д.М.Кравчинского, который в своем "Лесовозращении" (1883) является последователем и некоторым дальнейшим двигателем той же идеи. "Этим двум лицам, а особенно Гайе-ру мы обязаны тем, что Георгий Федорович, ставши сторонником чистой науки, остался в то же время лесоводом", - считал Г.Н.Высоцкий (1920). Призыв к природе, к следованию ее законам, к борьбе с необоснованной на них искусственностью и проч., все это возбуждало особый интерес в сочинениях Гайера, и Георгий Федорович, по его словам, брал его книгу, чтобы настроиться; в тяжелые минуты она возвращала ему спокойствие духа, как возвращает его посещение живого леса. См. также: посадочный материал. "Вот те три основных элемента: биосоциальный, географический и лесоводственный, которым я более всего обязан в своем лесоводственном развитии, и вот те три великих имени, которые я чту, которые дали смысл жизни, так ярко осветили ее различные стороны и так много дали мне человеческого счастья". Эти принципиальные научные основы были умело и творчески использованы и разработаны Г.Ф.Морозовым применительно к лесоводству. В "Учении о лесе" Георгий Федорович связывает жизнь леса с борьбой за существование, приводящей к естественному отбору. Он выдвинул необходимость изучения не только биологических свойств древесных пород, но и биологических свойств леса, под которым он понимал "степень энергии борьбы за существование между древесными растениями в лесу, степень изменения данным лесом внешней среды, условий роста и те внешние формы, в которых выражаегся лесообразование и т.д." (с. 78). И само учение о лесе Морозов разделил на три части: биология лесных пород, биология насаждений и учение о типах насаждений. Многие положения, выражающие суть "Учения о лесе" Г.Ф.Морозова стали в наше время крылатыми фразами:
"Рубка леса и лесовосстановление - синонимы"; "Лес - явление биосоциальное"; "Лес - явление географическое" и др. Однако ряды этих вторых неудержимо быстро редели, идеи Г.Ф.Морозова побеждали, и в дальнейшем все лесоустроительные инструкции были пересоставлены, настраиваясь "по Морозову". Кстати, над этим работали лесоводы в 1918-1919 гг. в Киеве и в 1919-1920 гг. в Симферополе и, как считал Г.Н.Высоцкий, "можно быть уверенным, что, когда кончится наша разруха, когда снова подрастут наши вырубленные за время войны и междоусобицы леса, то они будут устроены именно "по Морозову" в полном согласии с условиями местопроизрастания, а не по случайному составу". Таким образом, до Морозова в лесоводстве уже преобладал догматизм, шаблон, голые рецепты. Г.Ф.Морозов внес принципы научности в российское лесоводство. Но и до Морозова среди российских лесоводов было стремление отойти от шаблонов, внести научность в лесоводство (М.К.Турский, Н.В.Добровлянский, Д.М.Кравчинский и др.). Кроме Дарвина, Докучаева и Гайера, на формирование лесоводственного мировоззрения Морозова оказало влияние и знакомство с природой средне- и южно-русских лесов, а также работы пионеров-лесотипологов в лице лесоводов-практиков, главным образом северных лесоустроителей и лесничих. Г.Ф.Морозов является одним из основоположников и лесокультурного дела, он знал его хорошо. На протяжении почти 25 лет он занимался изучением возобновления сосны. Его работы по борьбе с засухой при создании культур сосны актуальны и сегодня. Его перу принадлежит и "История лесных культур в Хреновском бору", а также урочные нормы на лесокультурные работы. В изданных в начале 1900 гг. энциклопедиях ("Энциклопедия русского лесного хозяйства" - издание Девриена; "Полная энциклопедия русского сельского хозяйства" - издание Девриена; "Большая энциклопедия" под редакцией С.Н.Южанова) помещены десятки статей Г.Ф.Морозова по лесному семеноводству, лесным питомникам и лесным культурам. При разрешении лесокультурных задач Морозов требовал научного лесоводственного подхода и энергично боролся с бездоказательно голыми рецептами. Требуя от лесоводов понимания и учета природных свойств леса при решении вопросов лесовозобновления, он в то же время обращал внимание на необходимость подходить к ним реально, учитывать экономические условия места и времени. "Экономические условия, - писал он, производят отбор из технически допустимых или технически целесообразных методов лесовозобновления" (1909, с. 30). Георгию Федоровичу принадлежат и пророческие слова: "Сколько бы ни говорили против лесных культур, этот метод создания леса не только сохранится навсегда, но и будет захватывать все большие и большие районы, и в прежних районах будет применяться все чаще и чаще" (1911). Эта мысль Г.Ф.Морозова из его статьи, посвященной памяти безвременно ушедшего из жизни друга - профессора А.Н.Соболева, и сегодня является как бы ответом всем тем, кто в начале XXI ст. спрашивает: "А нужны ли вообще лесные культуры?" Современники сохранили для нас и образ Г.Ф.Морозова как личности. Г.Н.Высоцкий (1920): "Человек он был в высшей степени одаренный духовными и умственными ценностями. Кроме широкого и глубокого всеохватывающего ума в нем было развито в высокой степени чувство изящества. Он любил природу, не только ее внутреннюю жизнь, но и внешние проявления, виды, ландшафты; он любил человека, доискивался его внутренних духовных качеств и любовался внешнею красотою; он был истинным художником. С ним можно было обо всем беседовать, и всегда замечались его большая эрудиция и глубина понимания. Но особенно выдавались его духовные качества, его беспредельная доброта, презрение к наживе, к скопидомству. Наконец, следует отметить сильно развитое у Георгия Федоровича чувство долга. Перед этим чувством его бледнели всякие другие чувства. Ни собственное страждущее тело, ни отеческая любовь к детям, не могли устоять против него, он работал непосильно и этим приблизил свой конец. Будем же чтить до конца дней своих добрую память об этом человеке с великою думою, выдающимися способностями и крупным умом, произведшем крутой переворот в лесном мире, создавшем чистую науку о лесе и направившем лесоводство, как технику, на правильный путь - parendo vincitum - природа покоряется приспособлением к ее законам". В.В.Огиевский: "Посещение лекций в вузах после 1905 г. было не обязательным, но в часы лекций Георгия Федоровича аудитория всегда была переполнена слушателями. Он был прекрасным лектором, а его лекции всегда были насыщены научным содержанием. Студенческая масса выдела в нем своего учителя в лучшем смысле слова - требовательного к студентам, любящего студентов и заботящегося о них, призывающего работать на пользу родины, а не по-чиновничьи. Его работа не заканчивалась на кафедре. Студенты широко привлекались им к научно-исследовательской работе. Студенческие работы после редакторской правки находили место на страницах "Лесного журнала". Многие работы Г.Ф.Морозова творились в содружестве со студентами: они записывали его лекции, размножали и в дальнейшем издавали. Студенты Лесного института в массе своей происходили из малоимущих слоев населения и всегда нуждались в заработке и в этом всегда находили помощь у Георгия Федоровича. Двери его квартиры, занимавшей восточную часть теперешнего девятого корпуса, были всегда открыты для всех шедших к нему за советом и помощью". С.И.Ванин (1947): "Весьма скромный, необычайно добрый и отзывчивый, Георгий Федорович всегда был готов помочь и словом и делом всякому, кто к нему обращался с вопросом, касающимся его любимой науки -лесоводства". И.П.Бородин (1970): "Имя Г.Ф.Морозова с полным правом может быть включено в список наиболее выдающихся деятелей русской науки". И.С.Мелехов (1947): "Г.Ф.Морозов - выдающийся деятель российской лесоводственной науки, ее гордость и слава". Л.С.Берг (1931): "Классический труд великого лесовода и географа Г.Ф.Морозова "Учение о лесе" должен быть настольной книгой каждого географа". В.Палладин (1920): "В настоящее время у нас много людей, не боящихся проклятия своих детей, как за варварское истребление леса, так и за другие злые дела. Г.Ф.Морозов заслужил горячее благословление не только внуков, но и своих многочисленных детей: своих учеников и учениц... Как человек, Г.Ф.Морозов отличался любовью к людям. В этой любви причина его глубокой справедливости. Горячо любил он свою науку. Любил также и жизнь, в то же время всегда готовый пожертвовать ею ради любимого дела. Это он доказал своей работой по организации преподавания лесоводства в Таврическом университете, на что без сожаления тратил последние остатки своих сил". В.Н.Сукачев (1947): "Учение о лесе" Г.Ф.Морозова - это блестящая поэма о жизни леса, которая принадлежит к числу замечательнейших творений биологической мысли". Очень трагичными были последние годы жизни Г.Ф.Морозова. Первые признаки болезни, сгубившей Георгия Федоровича, проявились уже в 1904 г. сильным нервным расстройством, после чего с некоторыми колебаниями болезнь медленно прогрессировала. В 1917 г. после поразившего его апоплексического удара, получив двухмесячный отпуск на лечение, Георгий Федорович с семьей переехал в Ялту, рассчитывая, как писали его биографы, при первой же возможности вернуться в родной Петроград, но судьба решила иначе. С большим трудом, уже очень истощенный своим недугом, приехал Георгий Федорович летом 1918 г. в Киев на сьезд украинских лесоводов, участвовал в его работе и, вместе с находившимися там В.Д.Огиевским и А.П.Молчановым, разработал программу лесного опытного дела в Украине. Это дало повод некоторым лесоводам в России упрекать Г.Ф.Морозова, говоря, что он поступил на службу к гетману. Но он отвечал, что служит не гетману, а исключительно лесному делу бывшей единой России. В июне 1918 г. Георгий Федорович по приглашению занял кафедру лесоводства на агрономическом факультете сначала в Ялте, как крымского филиала Киевского университета, а затем в Симферополе только что организованного Таврического университета. Несмотря на болезнь!!! Кстати, одним из организаторов этого университета был другой докучаевец -В.И.Вернадский - академик, видный деятель и член ЦК партии кадетов, организатор и первый президент Академии наук Украинской Народной Республики. С 18 марта 1919 г. В.И.Вернадский заведовал кафедрой минералогии, а с 28 сентября 1919 г. до 11 января 1920 г. был и ректором этого университета. Таким образом, лишь под конец своей жизни совершенно больной Г.Ф.Морозов достиг того, о чем, казалось когда-то, беспочвенно мечтал, стал адептом университетской науки. Таврический университет сначала находился в Ялте. К весне 1920 г. он обосновался в Симферополе, заняв здание бывшего госпиталя. Автор научной биографии В.И.Вернадского Г.Аженов (1994), между прочим, отметил, что "Большевистская опасность и война вытолкнули на край страны много замечательных ученых. Здесь (имеется в виду Таврический университет - Г.Р.) преподавали крупные натуралисты -лесоводы Г.Н.Высоцкий, Г.Ф.Морозов... историк Б.Д.Греков, физики А.Ф.Иоффе и И.Е.Тамм, много других талантливых людей... В.А.Обручев и др." (с.285-287). Будучи тяжело больным и прикованным к постели, Г.Ф.Морозов успел отредактировать записанный студентами НИЛопатко и А.Н.Гринберг под его диктовку, прочитанный им в первой половине 1918 г. курс лекций "Основания учения о лесе" (320 стр.). Ранее этот курс был отработан долголетним чтением того же предмета в Санкт-Петербургском лесном институте. Русское книгоиздательство в Крыму по дозволению военной цензуры барона Врангеля издало эту книгу. Говорят, что Георгий Федорович успел подержать в руках верстку этой книги. Из печати она вышла уже после смерти Г.Ф.Морозова. 9 мая 1920 г. на 54 году жизни Г.Ф.Морозов скончался. Похоронен он на окраине Симферополя, в Салагирке, в бывшем Воронцовском парке. Кроме жены, у Гергия Федоровича остались две дочери и сын, воевавший на стороне белой армии и эммигрировавший из России. Его внук Андрей Глебович Бонч-Осмоловский последние годы жил в Санкт-Петербурге. Сегодня трудно установить досконально, что, кроме болезни, заставило Г.Ф.Морозова уйти из Лесного института, ведь в Ялте и Симферополе он, насмотря на болезнь, не оставил педагогической и научной деятельности. И уехал из Петербурга в конце 1917 г. он навсегда, с семьей, купив в Ялте в свою собственность небольшой дом. Когда в 1967 г. отмечали 100-летие со дня рождения Г.Ф.Морозова, Лесотехнической академией были предприняты попытки перезахоронения его праха в Ленинграде, однако органы КГБ в Украине не дали на это разрешения без объяснения причин. 1914-1920 гг. в России были очень тяжелым и смутным временем: Первая Мировая война, Февральская и Октябрьская 1917 г. революции, Гражданская война. Вместе с Г.Ф.Морозовым в Крыму оказался и Г.Н.Высоцкий, в Киеве - В.Д.Огиевский и АП.Молчанов. Наверное, не случайно именно эти годы были трагичными для многих известных лесоводов - коллег Г.Ф.Морозова. Лисинский лесничий Д.М.Кравчинский и его помощник застрелились в 1918 г. Директор Лесного института А.НФан-дер-Флит, А.А.Крюденер, Л.В.Ходский, Б.Г.Иваницкий и лесничий Кастенского лесничества в Лисино А.В.Штегман эммигрировали из России. Умерли в 1915 г.: профессора Г.А.Любославский (в 55 лет) и П.С.Коссович (в 53 года); в 1916 г. - вице-директор Лесного департамента СПТроицкий и директор Лесного департамента Н.В.Грудистов; в 1917 г.: бывший министр земледелия и землеустройства А.С.Ермолов и профессор П.Н.Вереха; в 1918 г.: вице-директор Лесного департамента Н.ДСуходский и профессор А.А.Силантьев; в 1920 г.: И.Я.Шевырев и И.ИПомеранцев. Вспомним, что многие из коллег Г.Ф.Морозова не приняли его учение о лесе. А между тем его учителями, коллегами и просто современниками, когда весь цвет лесной науки и высших чинов Лесного департамента находился в Санкт-Петербурге, были: Ф.К.Арнольд (1819-1902), А.Ф.Рудзкий (1838-1901), П.НВереха (1838-1916), Н.В.Добровлянский (1864-1910), Д.НКайгородов (1846-1924), П.С.Коссович (1862-1915), Г.А.Любославский (1860-1915), Н.А.Холодковский (1858-1921), ДМ.Кравчинский (1857-1918), А.Н.Соболев (1869-1911), В.Д.Огиевский (1867-1921), И.ПБородин (1847-1930), М.М.Орлов (1867-1932), К.КГедройц (1872-1932), В.Д.Богословский (1882-1944), А.ПТольский (1874-1942), Г.Н.Высоцкий (1865-1940), М.Е.Ткаченко (1878-1950), В.Н.Сукачев (1880-1967), Г.Г.Доппельмайер (1880-1952), Л.А.Иванов (1871-1962), Н.П.Кобранов (1883-1942), Н.В.Третьяков (1880-1958). Всех их мы чтим доброй памятью как выдающихся деятелей отечественного лесоводства. Всеобщее признание как великий ученый Г.Ф.Морозов получил не при жизни своей и даже не в первые десятилетия после смерти. Признание классика отечественного лесоводства, выдающегося естествоиспытателя -лесоведа и лесовода, почвоведа, географа пришло к Г.Ф.Морозову фактически в последние 30-40 лет. Уже вскоре после смерти Георгия Федоровича из лесоустроительной инструкции 1928 г. была удалена статья, предписывавшая лесоустроителям при описаниях лесов учитывать типы леса по Морозову. В 20-е и особенно в 30-е гг. резкой критике в беспрецендентно грубой форме были подвергнуты Г.Ф.Морозов (посмертно) и М.М.Орлов за их якобы "буржуазные" теории в области лесоводства, лесопользования и экономики лесного хозяйства. Г.Ф.Морозова обвинили еще и в социализации лесоводства, в попытках переноса на него законов развития челевеческого общества. Инициатива критики была проявлена лицами, далекими от леса, хотя и преподавателями Лесного института, затем круг критиков расширился, включая и сторонников Т.Д.Лысенко. Для критики Г.Ф.Морозова привлекались философские категории в интерпретации марксизма-ленинизма. Даже противодействие внедрению концентрированных рубок леса было приписано Морозову, хотя такого понятия при его жизни не существовало вовсе. Г.Ф.Морозов и М.М.Орлов не всегда были едины по важнейшим принципам лесоводства, были даже оппонентами друг к другу, однако они отстаивали основы научного лесопользования, прежде всего принцип постоянства пользования лесом. Это золотое правило лесоводства, обеспечивающее неистощительное непрерывное лесопользование, поставлявшее народному хозяйству страны древесину при обязательном адекватном воспроизводстве лесов, повышении их устойчивости, сохранении многогранных рекреационных свойств. Нарушение этих положений в бывшем СССР, а теперь - в России привело к тому, что некоторые из многолесных районов превратились в малолесные. Образовался дефицит в сырье для лесопиления, целлюлозно-бумажного производства и других отраслей, ухудшилось и качество сырья. Лишь вначале 60-х гг. начали разработку и провозглашение принципа постоянства пользования лесом, как будто бы не зная, что еще Петр Великий включил его в "Обервальдмейстерскую инструкцию" 1723 г., перефразируя его в "неистощительное, непрерывное" и т.п. Почти все, что разработано и опубликовано Г.Ф.Морозовым, подтверждено самым строгим судьей - временем. "Учение о типах насаждений", усовершенствованное трудами крупнейших отечественных лесоводов в лесную типологию, "Учение о лесе", "Учение о рубках и возобновлении", "Учение о смене пород" - это общепризнанный научный фундамент современного отечественного лесоводства. Своеобразным заветом Г.Ф.Морозова можно считать его заключительную лекцию по курсу "Лесоведение", прочитанную студентам Санкт-Петербургского лесного института в 1916 г. - "Лесоводственные устои". Основная мысль лекции - сочетание экономических принципов ведения хозяйства в лесах с изучением их биологических особенностей. В лекции доказывается необходимость соблюдения лесоводственных принципов ведения лесного хозяйства, повышения продуктивности лесов с наименьшим ослаблением устойчивости лесных сообществ. Г.Ф.Морозов ставит перед лесоводами проблему превращения законов статики и динамики леса в принципы хозяйства. Эта лекция и в наше время выражает взгляды и думы преобладающего большинства лесоводов. Перечислим лесоводственные устои Г.Ф.Морозова:
Литература:
Аженов Г. Вернадский. Изд. "Соратник", М., 1994, 544 с.
|
|
тел: 8(916)018-87-17 |
© Лесопитомник "Лесное" - посадочный материал, садовый центр , доставка деревья. |
посадочный материал |